Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Азбука танца

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука танца»

по содержанию является художественной,

по уровню освоения – базовой,

по форме организации - очной, групповой,

по степени авторства – модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми
документами:
-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и добавлениями);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи «Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996
– р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета
по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3);
-Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных
программ»;
 Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского
сада комбинированного вида села Поим Белинского района Пензенской области
(далее ДОУ);
 «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МДОУ Д/с. села Поим.

Актуальность программы
заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам
обучающихся и родителей (законных представителей): формирует социально значимые
знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и
здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных
качеств личности, приобщает обучающихся к творчеству.
Танец – удивительный вид искусства, который преображает человека духовно и
физически. Обучение танцевальным движениям - это одно из самых органичных и любимых
занятий малышей, ведь еще не начав говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально
откликается на звучание веселой мелодии. Научить ребёнка согласовывать свои движения с
музыкой, выражать игровой образ, передавать в движениях темп и динамику мелодии –
важная задача педагога на первых порах работы с ребенком. Танцевальные движения
способствуют правильному физическому развитию и укреплению детского организма. В ходе
занятий танцами развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается
кругозор.
Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют
определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические
показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.

Новизна и отличительные особенности программы
заключается в объединении как практических и теоретических основ изучения
хореографии, так и различных направлений хореографии, что позволяет формировать
физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными
качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать

себя более

раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе
трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и
изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера,
любовь к своему краю, своей родине.
Программа

направлена

на

совершенствование

традиционной

практики

по

хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста.
Программа

разработана

с

учётом

принципов:

систематичности,

психологической

комфортности, учёта возрастных особенностей и ориентирована на развитие личности
ребёнка.

Педагогическая
образования,

целесообразность

использования

хореографических

занятий,

обусловлена

познавательных

формирующих

и

важностью

художественного

воспитательных

у обучающихся

творческие

возможностей
способности,

эстетический вкус, нравственность, а так же приобщение к физической культуре и здоровому
образу жизни; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство с
танцевальной культурой, развитие образного мышления и воображения.
Программа «Азбука танца» разработана на основе программ педагога-хореографа О.
Киенко «Через игру к хореографии», «Чудесный мир танца для дошкольников», «Ритмическая
мозаика» по ритмической пластике для детей под ред. А. И. Бурениной.

Цели и задачи программы
Цель: воспитание у детей любви к танцу, удовлетворение физиологической потребности детей к движению, общение со сверстниками.
Задачи:
- сформировать умение детей слушать и слышать музыку (характер, темп, образы);
- научить детей выразительно двигаться под музыку; ориентироваться в пространстве.
- развивать осанку, музыкальный слух, чувство ритма, координацию движений; творческое
воображение, произвольность исполнения, эмоциональность, формировать навык держать свое
тело в статике и динамике.
- подготовить (адаптировать) психологически и физически детей к участию в жизни
хореографического коллектива;
- развивать коммуникативные навыки, навыки здоровьесбережения, дисциплину.
Адресат программы: программа «Азбука танца» рассчитана на детей в возрасте от 5
лет до 7 лет.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, чем в
среднем возрасте, успешно овладевает основными движениями. У него уже хорошая
координация в ходьбе, беге, прыжках. Увеличиваются конечности – соответственно
замедляется темп в музыкальном сопровождении. Совершенствуются процессы высшей
нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие
умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-7 лет способны осмыслить указания
педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа, выполнить некоторые музыкальноритмические задания.
В своих высказываниях они пытаются отметить некоторые связи музыки и движения.
Слушая произведение, могут восстановить в памяти последовательность движений в играх,
хороводах, плясках. Дошкольники чувствуют и предают движениями повторные, контрастные

части

музыки,

предложения,

фразы,

если

они

ясно определены,

симметричны и

продолжительны.
У детей старшего дошкольного возраста уже достаточно развито чувство ритма – умение
воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время, выделять акцент,
сильную долю, смену темпа. В старшем дошкольном возрасте происходит усложнение танцев
за счет основных и танцевальных движений, более быстрой смены движений, увеличения
числа движений.
На обучение по данной программе допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании

в

Российской

Федерации»,

ст.75

п.3.)

не

имеющие

медицинских

противопоказаний.
Объем и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 год обучения, с общим количеством часов 144
Форма реализации образовательной программы очная.
является занятие.

Основной формой обучения

Режим проведения занятий соответствует возрасту воспитанников:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час – 25 мин);
2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час - 30 мин).

Ожидаемые результаты по годам обучения
Обучающиеся 1 года обучения будут знать:
 требования о правилах поведения на занятиях


требования к внешнему виду на занятиях;



уметь воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;



уметь передать характер музыкального произведения в движении;



передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки;



естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;



ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;



выполнять действия с предметами (колокольчики, мячик, гимнастические предметы).



Обучающиеся 2 года обучения будут знать:
основные танцевальные позиции рук и ног;



элементы музыкальной грамоты;



хореографические названия изученных элементов;



уметь координировать свои движения, исполнять танцевальный этюд в группе;



самостоятельно выполнять перемены направления и темпа движений, руководствуясь
музыкой;



уметь эмоционально передать характер музыкального произведения в движении;



выполнять задания после показа и по словесной инструкции;



ориентироваться в пространстве.

Учебный план
Предметные темы
1 Ритмопластика и образные
игры
2
Партерная гимнастика
3
Азбука народного танца
4
Азбука классического танца
1. Азбука современного танца
2. Развитие актерской
выразительности
3. Отработка танцевального
материала
4. Постановочная работа
ИТОГО

1 год обучения
20 часов

2 год обучения
10 часов

15 часов
10часов
10 часов
10 часов
6 часов

13 часов
10 часов
10 часов
10 часов
6 часов

7 часов

8 часов

4 часа
72 часа

6 часов
72 часа

Учебно-тематический план 1-го года обучения
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятий
Вводное занятие
Ритмопластика и образные игры
Партерная гимнастика
Азбука народного танца
Азбука современного танца
Отработка танцевального материала
Развитие актерской выразительности
Постановочная работа
Итого:

Количество часов
теория
практика
1
1
19
14
1
9
1
9
1
9
1
4
2
6
66

итого
1
20
15
10
10
10
5
2
72

Содержание программы
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория. О задачах и планах курса на учебный год. Правила по технике безопасности.
Правила поведения на занятиях. Беседа: что такое танец, значение танца в жизни человека.
Тест-опрос. Определение способностей к занятиям хореографией.
Практика. Игра-знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях,
техника безопасности. Специальная форма одежды и обуви. Выявление интересов детей,
уровня их знаний, возможностей. Просмотр видеозаписей о творческой деятельности
коллектива.
Контроль. Тест-контроль по правилам техники безопасности.
Тема 2. Ритмопластика и образные игры
Теория. Правила выполнения и требований к играм.
Практика. Проведение игр: на развитие музыкального слуха чувства ритма; на развитие
внимания; на развитие образного мышления; на развитие воображения; на координацию
движений; танцевальные этюды на развитие пластики.
Контроль. Открытое занятие для родителей.
Тема 3. Партерная гимнастика
Теория. Правила выполнения упражнений.
Практика. Выполнение упражнений на развитие определенных групп мышц: на укрепление
мышц стопы, живота и спины, выворотности, растяжка. Из положения, сидя, лежа на спине
и животе.
Контроль. Открытое зачетное занятие.
Тема 4. Азбука народного танца
Теория. Знакомство с разнообразием русских народных танцев. Манера исполнения
движений

народных

танцев.

Изучение

рисунков:

линии,

диагональ, круг; особенности открывания и закрывания рук. Прослушивание фольклорной
музыки, песен.
Практика. Разучивание движений народных танцев: поясной поклон,
«ковырялочка», «хлопушки», «притоп». Постановка корпуса: рук, ног, головы. Исполнение
движений без помощи педагога. Соединение движений в танцевальные этюды. Разучивание
танца «Ладошки».
Контроль. Открытый просмотр разученного материала.
Тема 5. Азбука современного танца
Теория. Беседа: представление детей о современном танце, каким дети представляют
современный танец. Слушание музыки. Виды современныхтанцев.
Практика. Танцевальный тренаж: растяжки; параллельные позиции ног- 2.4.6; прямые
позиции рук. Отработка основных элементов. Соединение отдельных движений в этюды, в
танцевальные композиции. Разучивание танца «Шалунишки».
Контроль. Открытый просмотр разученного материала.
Тема 6. Отработка танцевального материала.
Теория. Правило исполнения движений, переходов, рисунков. Построение рисунков,
этюдов. Актерская выразительность во время исполнения танцевальных этюдов.
Практика. Отработка техники исполнения движений, Закрепление и отработка изученного
материала. Основные ходы и движения. Музыкально - хореографическое исполнение.
Контроль. Самоанализ. Просмотр танца. Выступления.
Тема 7. Развитие актерской выразительности.
Теория. Правила выполнения и требования к играм.
Практика. Проведение игр: народные игры, игры народного календаря.
Контроль. Конкурс творческих заданий. Просмотр работ.
ТЕМА

8.

Постановочная

работа

Теория. Особенности танцев.
Практика. Развитие индивидуальных исполнительских качеств детей, выявление солистов.
Умение работать в группе. Отработка танцев, разученных на занятиях.
КОНТРОЛЬ. Открытое занятие. Просмотр танцев.
Тема 9. Заключительное занятие.
Отчетное открытое занятие.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема занятий
Вводное занятие
Ритмопластика и образные игры
Партерная гимнастика
Азбука классического танца
Азбука народного танца
Азбука современного танца
Отработка танцевального материала
Постановочная работа
Развитие актерской выразительности
Итоговое занятие
Итого:

Количество часов
теория
практика
1
10
10
1
9
1
9
1
9
1
9
4
5
1
6
66

итого
1
10
10
10
10
10
10
4
5
1
72

Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Беседа: о задачах и планах курса на учебный год. Правила

по технике

безопасности. Правила поведения на занятиях. Тест-опрос по первому году обучения.
Практика. Инструктаж по технике безопасности. Санитарная гигиена. Правила поведения
на занятиях хореографией. Просмотр видеозаписи открытого занятия первого года
обучения.
Контроль. Тест-опрос по правилам техники безопасности на занятиях.
Тема 2. Ритмопластика и образные игры
Теория. Правила выполнения и требований к играм.
Практика. Игры: на изображение животных, растений, какого-либо предмета; под
музыкальное сопровождение. Игра «Зеркальное отражение»- посоревноваться, используя
для этого танцевальные движения.
Контроль. Открытое занятие для родителей.
Тема 3. Партерная гимнастика
Теория Правила личной гигиены, закаливание, правила предупреждения травм и техника
выполнения силовых упражнений.

Практика. Выполнение упражнений на определенные группы мышц: укрепление
мышц стопы, живота и спины, выворотность, растяжка. Упражнение на развитие силы
рук и ног.
Контроль. Мастер-класс на открытом отчетном занятие.
Тема 4. Азбука классического танца
Теория. Место классического танца в хореографическом искусстве. Роль классического
танца в формировании мастерства танцора. Слушание классической музыки для детей.
Практика. Развитие элементарных навыков координации движений. Постановка
корпуса. Изучение: 1 позиции ног; позиций рук - первое port-de- bras; Demi plie, Grant
plie; Bt. Tendy по 1 позиции. Разучивание танца
«Полонез».
Контроль. Открытое занятие для родителей. Просмотр танца навыступлениях.
Тема 5. Азбука народного танца
Теория. Беседы по истории традиций и

обрядов

различных национальностей.

Рассказы о народном творчестве, о характере танцев разных народностей. Их отличие
от исполнения русских танцев.
Практика. Изучение простейших движений из татарских танцев. Работа кистями рук
для исполнения в татарских танцах. Исполнение поворотов (для девочек), усложнение
хлопушек (для мальчиков). Характер исполнения. Этика общения с партнером.
Разучивание танца «На полянке».
Контроль. Выступление, открытые занятия для родителей.
Тема 6. Азбука современного танца
Теория. Основные стили современного танца. Эмоциональная основа в современном
танце.
Практика.

Отработка основных элементов. Соединение движений в этюды, в

танцевальные композиции. Аэробика: базовые шаги, связки из базовых шагов,
упражнения стрейтч-характера (растяжение). Разучивание танца
«Пчелки».
Контроль. Открытый просмотр танца «Пчелки» на выступлениях.
Тема 7. Отработка танцевального материала
Теория. Правильное исполнение танцевального материала: синхронность, переходы и
рисунки, актерская выразительность.
Практика. Отработка техники исполнения движений. Закрепление и отработка

изученных основных ходов и движений. Музыкально - хореографическое исполнение.
Контроль. Самоанализ. Выступление.

Тема 8. Постановочная работа
Теория. Беседа: отличие танцевального этюда от танцевального номера.
Практика. Выполнение требований педагога по исполнению танцевальных элементов,
четкое соблюдение рисунка танца и исполнения движений.
Контроль. Показ танцев родителям (на открытых занятиях, выступлениях).

Тема 9. Развитие актерской выразительности.
Теория. Основы актерской технологии в танце; «Мышечная свобода-снятие телесных
зажимов».
Практика. Упражнения на развитие и тренировку внимания, игры на развитие
зрительной и слуховой памяти, на развитие воображения ифантазии.
Контроль. Конкурс творческих заданий. Просмотр работ.
Тема 10. Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы танцевального кружка. Награждение лучших
учащихся, вручение свидетельства об окончании обучения по программе. Открытое
занятие с показом выученных танцев: «Пчелки»,
«Полонез», «На полянке».

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1
2

Объем учебных
часов по годам
обучения
72
72

Всего учебных
недель

Количество
учебных дней

Режим работы

36
36

72
72

2 занятия по 25 минут
2 занятия по 30 минут

Формы аттестации и система оценки результативности
обучения по программе
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной
образовательной программе проводится контроль:
Виды контроля:

фронтальный
взаимоконтроль
самоконтроль
индивидуальный
Формы контроля:
собеседование с детьми и родителями - постоянно
анкетирование детей и родителей – 1раза в год
открытые занятия
участие в праздниках по группам
участие в массовых мероприятиях
участие в концертной деятельности
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях
выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня
развития ребенка, за основу взяты следующие параметры:
-Чувство музыкального ритма:
Способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными
средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными
фразами, темпом и ритмом.
- Эмоциональная отзывчивость:
Выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах
разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
- Танцевальное творчество:
Способность правильно и выразительно исполнять танцевальные движения, комбинации,
умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на
занятиях движений, а так же придумывать собственные оригинальные «па».

Диагностическая карта
Чувство музыкального ритма
Конец 1 года обучения
Конец 2 года обучения
1. Хлопки под музыку
1. Выделить хлопками сильные доли в
3 балла – самостоятельно выполняет хлопки
музыке.
под музыку.
3 балла – самостоятельно выделяет сильные
2 балла – выполняет хлопки под музыку с
доли в музыке.
небольшими неточностями.
2 балла – выделяет сильные доли в музыке
1 балл – хлопает под музыку с помощью
с небольшими неточностями.
педагога.
1 балл – выделяет сильные доли в музыке с
0 баллов – не может хлопать под музыку.
помощью педагога.
0 баллов – не может выделить сильные
доли в музыке.

2. Смена движений со сменой частей музыки.
3 балла – самостоятельно меняет движение со
сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой частей
музыки с небольшими неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой частей
музыки с помощью педагога.
0 баллов – не слышит части музыки.

2. Прохлопать ритмический рисунок под
музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
хлопки под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под музыку с
небольшими неточностями.
1 балл – хлопает под музыку с помощью
педагога.
0 баллов – не может прохлопать
ритмический рисунок под музыку.
3. При помощи движений выделить смену
частей музыки.
3 балла – самостоятельно меняет движение
со сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой
частей музыки с небольшими
неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой частей
музыки при помощи педагога.

Танцевальное творчество
Конец 1 года обучения
Конец 2 года обучения
1. Повторить за педагогом танцевальные
1. Исполнить танцевальную
движения.
комбинацию.
3 балла – правильно и выразительно выполняет
3 балла – правильно и выразительно
танцевальные движения.
исполняет танцевальную комбинацию.
2 балла – выразительно исполняет танцевальные
2 балла – выразительно исполняет
движения, допуская небольшие неточности.
танцевальную комбинацию, допуская
1 балл – исполняет танцевальные движения,
небольшие неточности.
допуская значительные неточности.
1 балл – исполняет танцевальную
0 баллов – не может выполнять танцевальные
комбинацию при помощи педагога.
движения.
0 баллов – не может выполнить
танцевальную комбинацию.
2. Выбрать движения согласно
музыкальному материалу.
3 балла – правильно выбирает
движения.
2 балла – выбирает движения, допуская
небольшие неточности.
1 балл – выбирает движения при
помощи педагога.
0 баллов – не может выбрать движения.
3. Придумать танцевальную
комбинацию на заданную музыку.
3 балла – легко придумывает

комбинацию, не путает стили музыки.
2 балла – придумывает комбинацию,
но иногда требуется подсказка
педагога.
1 балл – затрудняется в придумывании
танцевальной комбинации.
0 баллов – не может придумать
танцевальную комбинацию.
Эмоциональная отзывчивость
Конец 1 года обучения
Конец 2 года обучения
1.Упражнение «О чем рассказывает музыка»
1. Упражнение «Листок»
3 балла – выразительно передает заданные
3 балла – выразительно передает
образы.
заданные образы.
2 балла – не очень выразительно передает
2 балла – не очень выразительно
заданные образы.
передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ с помощью
1 балл – передает заданный образ с
педагога.
помощью педагога.
0 баллов – не может передать заданный образ.
0 баллов – не может передать заданный
образ.
2. Упражнение «Птичий двор»
2. Упражнение «В гостях у сказки»
3 балла – выразительно передает заданные
3 балла – выразительно передает
образы.
заданные образы.
2 балла – не очень выразительно передает
2 балла – не очень выразительно
заданные образы.
передает заданные образы.
1 балл – передает заданный образ с помощью
1 балл- передает заданный образ с
педагога.
помощью педагога.
0 баллов – не может передать заданный образ.
0 баллов – не может передавать
заданный образ.

План взаимодействия с родителями
Цель: объединение интересов педагога и родителей по развитию танцевальных
движений детей, ознакомление родителей с результатами работы, достижениями детей.
Специфика

воспитательной

работы

обусловлена

органичным

сочетанием

художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее
проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей
мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и
эстетическое развитие, сохранение и укрепление здоровье детей. Эти задачи
решаются

путём

вовлечения детей

с участием родителей в художественно-

исполнительскую деятельность, организации учебно-творческой работы.
Вся воспитательная работа условно делится на 2 уровня:

I уровень: «Обучающийся и исполнитель». Воспитанник является получателем понятий,
изучающий и принимающий духовно-нравственные ценности на занятиях хореографией.
Происходит формирование духовно-нравственных ценностей и художественноэстетического вкуса.
II уровень: «Хореограф-и-Я». У обучающегося, как у личности, происходит развитие
гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры через восприятие
хореографических замыслов и постановок.
Программа предусматривает:
 воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых
обучающимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных
местах, на природе;


воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях,
соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а
также с другими людьми;



воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия
художественных ценностей.

Воспитательная работа планируется по следующим направлениям:
1. Нравственное воспитание:
Нравственное воспитание включает в себя культурное и духовное воспитание. Развивает
такие качества как честность и порядочность, неравнодушие к боли и страданиям
окружающих. Культурное и духовное воспитание развивает эстетический вкус и хорошие
манеры, умение творить и создавать. Формирует полезные привычки.
- Подготовка и участие в праздниках, проводимых ДОУ.
- Экскурсии в музей, посещение различных выставок.
-Беседы «Поговорим об этикете», «Посеешь привычку, пожнешь характер», «О вредных
привычках».
2. Организация здорового образа жизни:
Физическое воспитание нацелено не т вость и адаптацию к стрессовым ситуациям
(адаптация в новом коллективе, публичные олько на формирование телесного здоровья,
но и на ведение здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые
обеспечат дошкольникам психическую устойчи выступления и т.д.).
- Психологические упражнения;
- Беседы о личной гигиене, здоровом питании;
- Беседы о технике безопасности на занятиях;
- Дни здоровья (походы и экскурсии с участием родителей).
3. Работа с родителями:
Совместно с родителями педагог осуществляет практически всю деятельность, связанную
с воспитанием и развитием детей. С целью выявления ожидания родителей педагог
проводит анкетирование в начале года, а в конце учебного года анкетирование проводится
с целью определения, насколько оправдались ожидания родителей.
- Дни открытых дверей
- Общение с родителями (дневники контроля, благодарственные письма родителям
обучающихся, которые активно участвовали в и культурной жизни детского сада).

- Родительские собрания.
- Индивидуальные консультации для родителей (проводятся по мере обращения
родителей к педагогу).
- Анкетирование родителей.

Условия реализации программы
Основные методы обучения
 Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и
воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися
музыкально-ритмический материал, прививаются навыки, формируется и
развивается эстетический вкус и музыкально-двигательные способности.
 Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью
решаются
различные задачи:
раскрывается
содержание музыкальных
произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты,
описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет
разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
 Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог
демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их.
 Метод устного изложения учебного материала – с его помощью педагог
сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии.
Ритмики. Рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и
разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог помогает ребенку понять
характер ритмической, танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
 Методы танцевально-практических действий.
 Методы познавательной деятельности детей:
иллюстративно-объяснительный метод
репродуктивный метод.
 Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и
прочному усвоению воспитанниками программы курса обучения, повышения
интереса к изучаемым упражнениям.
К этим методам можно отнести:
показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное
чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию
двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
 При репродуктивном методе дети сами воспроизводят известный им по
прошлому опыту материал.
Этот метод позволяет педагогу в процессе обучения осуществить контроль, затем,
как дети усваивают знания, овладевают танцевальными умениями и навыками.

Методы воспитания
Методы воспитания - это воздействие педагога на дошкольника с целью
формирования у них взглядов и убеждений, а также умений и навыков, как в
общении, так и в деятельности.
Один из методов воспитания:
 Метод внушения, то есть способ воздействия, при котором педагог стремится
передать ребенку своё отношение к определённому материалу – танцевальной
лексике, музыке, характеру исполнения движения, чувству ритма и т. п., а также
своё (или других) мнение, настроение, оценку.
 Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог
обоснованно доказывает ребенку определённые положения, эстетические
представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму дошкольника.
 Метод
целостного
освоения
упражнений
и
движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода
подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят
двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в
дальнейшем более сложные движения.
 Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно
приостановить
для
уточнения
двигательного
движения,
улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
 Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр.
Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и
повышении ответственности каждого за достижение определённого результата.
Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Рассмотренные методы наглядного обучения и устного изложения материала
сочетаются с методом ритмично-практических действий.

Педагогические игры – метод с использованием игровых приёмов и ситуаций.

Коллективно-творческое дело – метод применяется на такой стадии развития
детского коллектива, когда воспитанники овладели определёнными навыками
самостоятельной, практической и творческой деятельности.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого
хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания;
объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы
хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.


Организационно-методические основы программы
Реализация программы предусматривает использование в процессе обучения
современных педагогических технологий:
- Личностно-ориентированное обучение: дает каждому воспитаннику возможность
получить максимальные по его способностям результаты в процессе обучения и
реализовать свой личностный потенциал.

- Групповое обучение: действуя в паре или в группе, учащиеся учатся общению:

умению слышать другого, договориться. Активное участие учащегося в группе
способствует развитию навыков коммуникативного взаимодействия с другими
детьми.

- Здоровье-сберегающее обучение: хореография-один из видов здоровье сберегающей
технологии. Кроме того, на занятиях очень гармонично используются следующие
методики: зрительная гимнастика, смена видов деятельности, смена методов
преподавания, двигательная активность, релаксация, благоприятный психологический
климат, «ситуация успеха» на занятиях.

- Технология игровой деятельность: игра - один из тех видов деятельности, которые
используются в целях социализации, обучения различным 2действиям с предметами,
способам и средствам общения. В игре происходит развитие личности ребенка и
формирование тех сторон психики, от которых будет зависеть успешность его
социальной адаптации.

- Технология развития критического мышления: занятия танцами способствуют
формированию у детей умений и навыков самостоятельно ставить задачу, строить
планы и принимать решение, оценивать свои результаты; тем самым развивать у
детей способность к самообразованию и саморегуляции.

Формы организации деятельности воспитанников
- Фронтальная: работа педагога со всеми детьми одновременно (беседа, показ,
объяснение).
- Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми
воспитанниками одновременно - общий танец.

- Групповая: организация работы в малых группах, в парах. Состав группы может
меняться в зависимости от рисунка танца.

- Индивидуальная: применяется для работы с каждым конкретным ребенком в целях
лучшего усвоения движений, композиции, практических навыков. Также
используется для работы с одаренными детьми, мотивированными к более активной и
продуктивной работе.

Методическое обеспечение:
- общеразвивающая программа по развитию танцевальных движений детей старшего
дошкольного возраста «Азбука танца» - 1 шт.;
- конспекты открытых занятий (по количеству занятий).
Кадровое обеспечение:
- педагог (без требований к квалификации)
Материально – техническое оснащение:
- музыкальный зал:
- ленты цветные короткие;
- ложки деревянные;
- колокольчики на ленточке;
- погремушки;
- бубны;

- рубашки красные
- рубашка белая;
- сарафаны красные;
- платья цветные с аксессуарами;
- юбки и жилетки для девочек «Диско» с аксессуарами;
- костюм для мальчика «Диско»;
- цветы красные на лентах.
Музыкально-технические средства:
- музыкальный центр – 1шт.
- фортепьяно – 1 шт.
- ноутбук – 1 шт.
- фонотека детских песен, классических и современных произведений.
Спортивный инвентарь:
- скакалки;
- палки гимнастические;
- мячи.
Форма для занятий:
- у девочек: темная юбка или лосины, футболка или блузка, чешки;
- у мальчиков: рубашка или футболка, темные брюки, чешки.

Список литературы для педагога и детей:
для детей:
1. Андреева Л.Д. Мир Терпсихоры-М: Музыкальная литература, 1980
2 .Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
3. Резникова З.П. Приглашение к танцу. -М: Музыкальная литература,1996
для педагога:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 г.
2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001 г.
3. Боген, М.М. Физическое совершенствование как основное понятие теории
физической культуры / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. –
1997. – №5.
4. Бочкарева Н.И. Методика преподавания русского танца. – Кемерово 2003
5. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография. – Кемерово 2000.
6. Буренина А.И. Ритмическая пластика: Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 1997.
7. Детский фитнес. М., 2006.
8. Дошкольник. Психология здоровья. Дыхательные упражнения.
[http://adalin.mospsy.ru]
9. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р)
10. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
11. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
12. Методологические и организационные подходы к формированию
здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования: Метод.пособие –
Кемерово: кузбассвузиздат, 2002.
13. Партерный экзерсис.[http://balet/ru]
14. Письмо Минобразования РФ от 25. 12. 2002 № 31-52-122/31-15 «О лицензировании
платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых
образовательными учреждениями общего образования».
15. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
16. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N
1008)
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г № 706 г.
Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».