1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..........................................................................3
Паспорт программы...............................................................................4
Информационная справка о ДОУ.........................................................6
Концепция Программы развития…………………………………….8
Цели и задачи программы развития .................................................10
Основные мероприятия по реализации Программы.........................13
Ожидаемые результаты Программы...................................................16
2
Пояснительная записка
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена:
-изменениями в государственно-политическом устройстве и социальноэкономической жизни страны,
-принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-введением Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования;
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области
образования – повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина остается
неизменной на повестке дня. Для успешного существования и развития в
современном информационном обществе, где технический прогресс играет
важнейшую роль, необходимо совершенствовать подход к образовательному
процессу.
Для этого требуется:
- расширение комплекса технических средств, представляющих
многокомпонентную информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела
не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях
реформирования образования, дошкольная организация представляет собой
открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её
жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа,
предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную
работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы
родителей.
Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ, можно сформулировать как
необходимость повышения качества образования, динамики
инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала
ДОУ.
3
Паспорт Программы развития МДОУ Д/с. села Поим
Белинского района Пензенской области
Основания для
разработки
программы,
нормативные
документы
Назначение
программы
Проблема
- Федеральный Закон « Об образовании Российской Федерации от
29.12.2012.№ 273.
-Федеральные государственные образовательные стандарты основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и условий ее
реализации.
- Санитарно - эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП
2.4.3648-20,
Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 No28;
- Конституция РФ;
-Конвенция о правах ребенка;
- Устав МДОУ.
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития
образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за
предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные
направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в
условиях развития ФГОС, создание условий для
сохранения, приумножения культурных и духовных
ценностей народов России; становление открытой, гибкой
и доступной системы образования.
4
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
реализации новой государственной образовательной политики,
становление открытой, гибкой и доступной системы
образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад
детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного
образования
Недостаточная готовность и включённость родителей в управление
качеством образования детей через общественно государственные формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда,
Сроки
реализации
программы
Название
Авторы
Цель
Задачи
Программа реализуется в период 2022-2025 гг.
Программа развития МДОУ Д/с. села Поим на 2022-2025 года
Творческий коллектив педагогических работников ДОУ
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в
соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на
качественное дошкольное образование, полноценное развитие в
период дошкольного детства, как основы успешной социализации
и самореализации.
Финансовое
обеспечение
программы
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Необходимость расширения сферы дополнительных
образовательных услуг
Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности
учреждения, с учетом индивидуальных особенностей
дошкольников;
Повышение качества образования в ДОУ через внедрение
современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью
обеспечения преемственности образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
Совершенствование материально-технического и программного
обеспечения;
Обновление развивающей образовательной среды ДОУ,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах
деятельности;
Развитие системы управления ДОУ на основе включения
родителей управленческий процесс.
эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;
спонсорская помощь, благотворительность;
доход приносящая деятельность.
Ожидаемые Прогнозируемые результаты реализации программы
результаты: 1.конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных
услуг;
2.повышение числа педагогов, имеющих первую или высшую
квалификационную категории;
3.активное участие педагогического коллектива в распространении опыта
5
на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, в том числе
повышение публикационной активности.
4. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и
технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ДО.
5. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
6. Сохранение и укрепление положительной динамики состояния
здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды:
благодаря проектированию и реализации профилактической работы,
приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими
разнообразными видами двигательной активности.
7. Совершенствование форм взаимодействия с семьями
воспитанников, направленной на усиление родительской
активности и ответственности родителей за воспитание
детей, выявление лучшего опыта семейного воспитания,
повышение компетентности родителей (законных
представителей) в установлении партнерских отношений ;
8.расширение образовательного пространства через сотрудничество с
социокультурными учреждениями села.
Информационно-аналитическая справка об образовательной
организации
Краткая информационная справка об образовательной организации
Полное наименование: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида села Поим Белинского
района Пензенской области.
Сокращенное наименование: МДОУ Д/с. села Поим.
Юридический адрес: 442270, Пензенская область, Белинский район, с. Поим,
ул. Московская, 61.
Фактический адрес: 442270, Пензенская область, Белинский район, с. Поим,
ул. Московская, 61
официальный сайт:
Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида села Поим Белинского района
Пензенской области от 02.02.2022 года.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-0122158/00277497 от 09.11.2016 г., выданная министерством образования
Пензенской области (бессрочная)
Учредителем ДОУ и собственником ее имущества является муниципальное
образование «Белинский район».
6
Функции и полномочия учредителя ДОУ от имени Муниципального
образования «Белинский район» исполняет отдел образования
администрации Белинского района (далее - Учредитель).
Функции и полномочия собственника имущества ДОУ от имени
муниципального образования «Белинский район» исполняет отдел
экономики, имущественных и земельных отношений (далее - Собственник).
МДОУ Д/с. села Поим введен в строй в 1979 году. Здание построено по
типовому проекту, имеет все виды благоустройства: водопровод,
канализацию, центральное водяное отопление. По периметру территория
ограждена забором, озеленена насаждениями.
Управление МДОУ Д/с. села Поим осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности. В соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом МДОУ Д/с. села Поим
органами управлением учреждения являются заведующий МДОУ, общее
собрание работников, педагогический совет, Совет родителей МДОУ.
Режим работы МБДОУ: пятидневный, с 7.00 до 17.30; выходные – суббота,
воскресенье, праздничные дни.
В МДОУ функционирует 6 групп: 2 группы раннего возраста (с 1.5 лет до 3
лет) и 4 группы дошкольного (с 3 до 7 лет), в том числе 2 группы
комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Численность контингента обучающихся составляет 74 воспитанника,
численность сотрудников – 25 человек, из них 11 педагогов.
ДОУ имеет филиалы: Филиал Муниципального дошкольного
образовательного учреждения детского сада села Поим в с. Козловка
Белинского района Пензенской области. (Филиал МДОУ Д/с. села Поим в с.
Козловка)
Филиал Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада села Поим в с. Чернышево Белинского района Пензенской
области. (Филиал МДОУ Д/с. села Поим в с. Чернышево)
Предметом деятельности МДОУ Д/с. села Поим является предоставление
общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотр и уход
за воспитанниками в возрасте от 2-х месяцев до прекращения
образовательных отношений.
В МДОУ Д/с. села Поим реализуются следующие программы.
1. Основная образовательная программа Муниципального дошкольного
образовательного учреждения детского сада села Поим Белинского района
Пензенской области, утверждена приказом от 30.08.2022 № 29,1-1;
1.2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального
дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного
вида села Поим Белинского района Пензенской области, утверждена
приказом от 30.08.2022 № 29,1-1.
7
Концепция программы развития
МДОУ Д/с. села Поим
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов
развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития
личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его
ценностное отношение к окружающей действительности (природе,
продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и
способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление
воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение
индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения
каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для
максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что
является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития
является:
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в
соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на
качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период
дошкольного детства, как основы
успешной социализации
и
самореализации.
Обеспечение доступности и высокого качества образования
адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России,
на основе повышения эффективности деятельности
ДОУ по таким
критериям
как
качество,
инновационность,
востребованность
и
экономическая целесообразность. А так же
создание условий,
обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно –
образовательного процесса, опираясь на личностно - ориентированную
модель
взаимодействия
взрослого
и ребёнка с
учётом
его
психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и
развитие творческого потенциала.
Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех
субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей.
Ценность Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных
достижений детского сада, внедрение современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Для успешной
адаптации ребенка в подвижном социуме, обеспечить личностно –
ориентированную модель организации педагогического процесса. Развитие у
ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и
педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей.
8
Стратегия развития дошкольного образования,
основывается на следующих принципах:
Гуманизации,
ребёнка:
предполагающей
ориентацию
деятельность
взрослых
на
ДОУ
личность
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда;
Радикальное изменение организации предметно развивающей среды,
жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения
свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их
желаниями, склонностями, социального заказа родителей;
Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми,
введение интеграции различных видов деятельности.
Демократизации,
предполагающей
совместное
участие
воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании
детей.
Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность
и единство всех систем образовательной деятельности в решении
следующих задач:
Психологическое и физическое здоровье ребёнка
Формирование начал личности
Принцип развивающего обучения предполагает использование
новых развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности,
предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом
целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через
совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс
познания протекает как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы
через собственную деятельность под руководством взрослого.
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются
воспитанники в возрасте от 1,5 года до прекращения образовательных
отношений, педагоги, родители, представители разных образовательных и
социальных
структур.
Характеризуя
особенности
построения
образовательного процесса, учитывается специфика развития села и его
образовательного пространства.
9
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями
развития деятельности МДОУ Д/с. села Поим служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации
проектной деятельности, использования средств информатизации в
образовательном процессе, направленной на формирование ключевых
компетенций дошкольников;
- использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды
детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах
деятельности;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального
уровня педагогов;
- укрепление материально–технической базы ДОУ.
В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач
происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям
образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой
комплекс взаимосвязанных мероприятий,
Цели и задачи программы развития МДОУ Д/с. села Поим
Целью программы развития ДОУ на период до 2025 года является:
Цель:
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в
соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на
качественное дошкольное образование, полноценное его развитие в период
дошкольного детства, как основы успешной социализации и
самореализации.
10
Задачи:
Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности
учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения
преемственности образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
Совершенствование материально-технического и программного обеспечения;
Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей
самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через
расширение сети дополнительного образования;
Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей в
управленческий процесс.
Прогнозируемые результаты реализации программы
создание гибкой управленческой системы;
рост профессиональной культуры педагогов, повышение
компетентности в области применения ИКТ;
улучшение материально-технического обеспечения для реализации
программы дошкольного образования;
сформированность ключевых компетенций дошкольников, в
соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
доступность системы дополнительного образования;
создание ресурсного центра художественно-эстетического развития
детей, в рамках сетевого взаимодействия.
расширение образовательного пространства через сотрудничество с
социокультурными учреждениями села.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап - Организационно-аналитический- 2022 г.
Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и
разработка содержания Программы развития ДОУ;
2 этап - Формирующий -2023-2024г.г.
Совершенствование
компонентов
процесса в соответствии с ФГОС;
11
воспитательно-образовательного
3 этап - Обобщающий -2025 г.
Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с
требованиями новой государственной политики.
Элементы риска развития программы ДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие
риски:
рост числа детей с проблемами в развитии речевой и эмоционально волевой сферы;
недостаточная заинтересованность и уровень компетентности
родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий
уровень активной жизненной позиции.
Основные направления Программы развития
Система управления;
Ресурсное обеспечение;
Образовательная система;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
Система управления:
- Нормативно-правовое обеспечение - корректировка в соответствии с
ФГОС;
-Кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов,
повышение профессионального уровня педагогов;
- Усиление роли родителей и признание за ними права участия при
решении вопросов управления: Совет родителей, Родительский
комитет, родительские клубы)
Ресурсное обеспечение:
-материально-техническое и программное обеспечение;
-преобразование коррекционно-развивающей среды;
-информатизация образовательного процесса,
-финансово – экономическое обеспечение;
Образовательная система:
-обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности
воспитательно - образовательного процесса;
12
-создание условий для индивидуализации образовательного процесса;
- разработка индивидуальных маршрутов развития, ведение портфолио
дошкольников;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
-развитие ресурсных центров здоровьесберегающей,
психолого-педагогической и художественно-эстетической
направленности на базе МОУ СОШ села Поим;
-сотрудничество с социокультурными учреждениями села.
Основные мероприятия по реализации программы развития
№ Направление
развития
1
Система
управления
Содержательные
характеристики
- Нормативноправовое
обеспечение корректировка в
соответствии с
ФГОС;
-Кадровое
обеспечение повышение
профессионального
уровня педагогов;
привлечение
молодых
специалистов,
13
Мероприятия
Внесение изменений в
Образовательную программу
ДОУ;
Разработка локальных актов:
-положение о деятельности
рабочей группы по
внедрению ФГОС;
-положение о системе
внутреннего контроля
качества образования
Период
реализации,
годы
2022г.
2022-2025г.г
-Составление
индивидуального графика
повышения квалификации
педагогов;
-Мотивация участия
педагогов в дистанционных и
других внешних курсах, в
том числе в переподготовке;
-Стимулирование
деятельности педагогов,
планирование деловой
карьеры сотрудников,
обобщение передового опыта
и публикации в СМИ и
печатных изданиях;
-Оценка и подбор
кандидатов на вакантные
должности;
-Внедрение наставничества
для профессионального
становления молодых
специалистов.
Организация и включение в
структуру управления ДОУ
мобильных объединений
педагогов, родителей
воспитанников,
представителей
общественности:
2022-2025г.г
Отработка механизма
деятельности органов
самоуправления (Совет
родителей)
-материальноОбновление и развитие
2022-2025
техническое и
материально-технических
г.г.
программное
условий:
обеспечение;
-установка системы
-преобразование
видеонаблюдения,
коррекционно-оснащение
развивающей среды; образовательного процесса
оборудованием, учебнометодическими комплектами,
дидактическими пособиями в
соответствии с ФГОС,
- Усиление роли
родителей и
признание за ними
права участия при
решении вопросов
управления
2
Ресурсное
обеспечение
-информатизация
образовательного
процесса,
3
Образовательная Разработка системы
планирования на
система
основе требований
ФГОС;
14
Создание творческой группы
по внедрения ИКТ в
образовательный процесс;
-Открытие на сайте ДОУ
профессиональных блогов
специалистов;
-Создание электронных
«портфолио» педагогов.
2022-2025
г.г.
Перспективно-тематическое, 2022ежедневное планирование, в 2025г.г.
соответствии с
реализуемыми программами;
2022-2025г.г
4
-Взаимодействие с Разработка долгосрочных
родителями через проектов:
развитие проектной «Здоровый дошкольник»;
деятельности.
Формирование гражданской
позиции всех субъектов
.
образовательного
процесса через работу в
проектной деятельности
«Дошкольникам о родном
крае»;
Сетевое
Деятельность
- Сетевое взаимодействие в 2022взаимодействие ресурсных минирамках инновационного
2025г.г.
центров
центра здоровьесберегающей
направленности на базе МОУ
СОШ села Поим;
Эстафета личностных
Инновационная
результатов воспитанников
деятельность по
здоровьесбережению ДОУ,
Создание портфолио
и коррекции
2022выпускника;
2025г.г.
Синхронизация программ
дошкольного и начального
общего образования
Работа по
психологопедагогическому
сопровождению
детей с ОВЗ
Расширение спектра
взаимодействия
социокультурными
учреждениями для
формирования
социальноадаптированной,
успешной личности
15
Заключение договора с
2022-2025
РМПК по разработке
г.г.
системы сопровождения
индивидуальных
образовательных маршрутов.
Заключение договоров о
сотрудничестве с
библиотекой, школой села
Поим
20222025г.г.
Социальные эффекты:
Социально адаптированный ребёнок, успешно взаимодействующий в любом
коллективе.
Повышение качества образовательного процесса
Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения,
достижениях ребенка и получение обратной связи.
Повышение уровня компетенции педагогов.
Повышение уровня активной жизненной позиции педагогов и родителей,
проживающих в городе.
Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к
совместному решению проблем соблюдения прав и свобод человека,
поддержания мира и согласия
Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в
семье.
Распространение педагогического опыта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития детского сада
должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской
общественности.
3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.
4. Развитие педагогического потенциала.
5. Улучшение материально-технического обеспечения и предметно-пространственной
среды ДОУ для реализации программы дошкольного образования
6. Доступность системы дополнительного образования
7. Расширение образовательного пространства через сотрудничество с
социокультурными учреждениями села.
Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать:
качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и
улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ Д/с. села Поим с
учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов;
совершенствовать систему педагогического мониторинга;
создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского
сообщества;
обновить содержание и технологии дошкольного образования;
построить динамичную, безопасную развивающую среду.
Ожидаемые социальные эффекты Программы развития МДОУ Д/с. села Поим:
•
Повышение качества образовательного процесса.
Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня
16
компетентности педагогов.
Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение
опыта работы.
Повышение уровня компетенции педагогов.
Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в
конкурсном движении.
Распространение педагогического опыта.
Участие ДОУ в проектах района, региона, страны.
Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях
ребенка и получение обратной связи.
Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях.
Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье.
17