1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022
года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом
Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка проведения
самообследования образовательной организацией» от 14.06.2013 № 462 с изменениями на
14 декабря 2017 года, Приказом МОиН РФ «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 № 1324 с
изменениями на 6 марта 2022 года, а также Уставом дошкольного образовательного
учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества
образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – внутренняя система
оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную
структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и
общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые
требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в
дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы
оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных
процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений
воспитанников, эффективности образовательной программы с учетом запросов основных
пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования
МДОУ Д/с. села Поим являются: воспитатели, воспитанники и их родители,
педагогический совет детского сада, экспертные комиссии при проведении процедур
аттестации работников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества,
обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.7. Положение распространяется на деятельность всех работников МДОУ Д/с. села Поим,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором,
в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству.
1.8. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования — комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы.
Система оценки качества дошкольного образования — совокупность
взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов,
механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик
дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных
нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей
воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Качество условий — выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении;
реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации
образовательного процесса.
Качество образования ДО — это соответствие системы дошкольного образования,
происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и
требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей:
детей, родителей, педагогов МДОУ Д/с. села Поим, учителей начальной школы
(учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.)
Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в
ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями
ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных
образовательных результатов. Используемые в МДОУ Д/с. села Поим критерии
оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть
построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при
реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного
образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249).
Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных
организацией условий в процессе образовательной деятельности (Примерная
основная образовательная программа, 2015 год).
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества
образования, результатом которого является установление степени соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах,
системе государственно-общественных требований к качеству образования, а
также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов
образовательной деятельности.
Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму
и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного
образования.
1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы контрольно-инспекционной деятельности;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;
государственной аккредитации;
мониторинга качества образования.
1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
образовательная статистика;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников детского сада;
посещение мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения;
отчет о результатах самообследования ДОУ.
1.11. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества
образования:
качество процессов;
качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые,
информационно-технические, организационные и др.);
качество результата.
1.12. Система показателей мониторинга качества дошкольного образования включает
несколько элементов: области качества, группы показателей, показатели. Области
качества мониторинга качества дошкольного образования:
образовательные ориентиры;
образовательная программа;
содержание образовательной деятельности;
образовательная деятельность воспитанников;
образовательные условия;
условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья;
взаимодействие с родителями (законными представителями);
здоровье, безопасность и повседневный уход;
управление и развитие.
В каждую из областей качества входит набор показателей, в отдельных областях качества
показатели собираются в группы показателей.
1.13. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества
образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения за
предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
1.14. На основании данного Положения МДОУ Д/с. села Поим обеспечивает разработку,
внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее
использование полученных результатов.
1.15. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании приказа
заведующего МДОУ Д/с. села Поим в количестве 4-5 человек.
1.16. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана
работы МДОУ Д/с. села Поим.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества
образования
2.1. Целями ВСОКО являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в детском саду;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в дошкольном образовательном учреждении, тенденциях его
изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности
достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы детского сада.
2.2. Задачами построения внутренней системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к
его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности МДОУ
Д/с. села Поим;
определение степени соответствия условий осуществления образовательной
деятельности государственным требованиям;
определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых
исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
определение направлений повышения квалификации педагогических работников
по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным
достижениям воспитанников;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в детском саду;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей
развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и
воспитания;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую
систему оценки качества образования;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
Источник: https ://ohrana-try da.com/node/4032
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными
аналогами;
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в детском саду.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки
качества образования
3.1. Организационная структура МДОУ Д/с. села Поим, занимающаяся ВСОКО и
интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию
дошкольного образовательного учреждения, педагогический совет и членов экспертной
рабочей группы.
3.2. Администрация дошкольного образовательного учреждения:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО
МДОУ Д/с. села Поим и приложений к ним, утверждает их приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением и контролирует их
исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования дошкольного
образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях;
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду
контрольно-оценочных
процедур,
мониторинговых,
социологических
и
статистических исследований по вопросам качества образования;
организует систему мониторинга качества образования в МДОУ Д/с. села Поим,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии
и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на
уровне детского сада;
организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
обеспечивает условия для подготовки работников МДОУ Д/с. села Поим и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;
формирует информационно-аналитические материалы по результатам (анализ
работы МДОУ Д/с. села Поим за учебный год, самообследование деятельности
дошкольного образовательного учреждения);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Экспертная рабочая группа:
создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года;
разрабатывает методики ВСОКО;
участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития МДОУ Д/с. села Поим;
готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений
по результатам ВСОКО на уровне дошкольного учреждения;
обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в дошкольном учреждении
контрольно-оценочные процедуры, мониторинговые, социологические и
статистические исследования по вопросам качества образования.
3.4. Педагогический совет МДОУ Д/с. села Поим:
принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей ВСОКО дошкольного образовательного учреждения;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития ВСОКО в МДОУ Д/с. села Поим;
содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в детском саду;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательной деятельности в МДОУ Д/с. села Поим;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным
образовательным учреждением по вопросам образования, в том числе сообщения о
проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в детском саду, об охране
труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной
деятельности МДОУ Д/с. села Поим.
4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию
всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на
основе проблемного анализа образовательной деятельности детского сада, определения
методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
4.3.1. Нормативно-установочный:
определение основных показателей, инструментария,
определение ответственных лиц,
подготовка приказа о сроках проведения.
4.3.2. Информационно-диагностический:
сбор информации с помощью подобранных методик.
4.3.3. Аналитический:
анализ полученных результатов,
сопоставление результатов с нормативными показателями,
установление причин отклонения, оценка рисков.
4.3.4. Итогово-прогностический:
предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива,
разработка дальнейшей стратегии работы МДОУ Д/с. села Поим.
4.4. Предметом системы оценки качества образования являются:
качество условий реализации ООП ДО/АООП ДО дошкольного образовательного
учреждения;
качество организации образовательной деятельности, включающей условия
организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования,
условия комфортности получения образования, материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности, организация питания;
качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и
реализуемых в детском саду, условия их реализации;
Источник: https ://ohrana-t ryda.com/node/403 2
воспитательная работа;
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению
требуемого качества результатов образования;
эффективность управления качеством образования и открытость деятельности
дошкольного образовательного учреждения;
состояние здоровья воспитанников.
4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры ВСОКО включает в
себя следующие требования:
4.5.1. Требования к психолого-педагогическим условиям:
наличие
диагностического
минимума
для
психолого-педагогического
отслеживания динамики развития воспитанников, в том числе измерение их
личностных образовательных результатов;
наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны
и укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем;
наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных
представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников,
инклюзивного образования;
наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации
ООП/АООП ДО, в том числе, в плане взаимодействия с социумом;
оценка возможности предоставления информации о ООП/АООП ДО семьям
воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный
процесс, а также широкой общественности;
оценка
эффективности
оздоровительной
работы
(здоровьесберегающие
мероприятия, режим дня и т.п.).
4.5.2. Требования к кадровым условиям:
укомплектованность кадрами;
образовательный ценз педагогов;
соответствие профессиональным компетенциям;
уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших
аттестацию);
динамика роста категорийности;
результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
наличие кадровой стратегии.
4.5.3. Требования материально-техническим условиям:
оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и
требованиями СанПиН;
оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ,
ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности)
требованиям нормативных документов;
информационно-технологическое
обеспечение
(наличие
технологического
оборудования, сайта, программного обеспечения).
4.5.4. Требования к финансовым условиям:
финансовое обеспечение реализации ООП/АООП ДО ДОУ осуществляется исходя
из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания.
4.5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
соответствие компонентов предметно-пространственной среды ФГОС ДО;
организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
наличие условий для инклюзивного образования;
наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и
взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
4.6. Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной
деятельности включает в себя оценку:
рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в
соответствии с содержанием ООП дошкольного образования);
качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической,
конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе
режимных моментов;
качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
качества построения сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников.
4.7. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ООП ДО
включает в себя оценку:
динамики индивидуального развития детей при освоении ООП дошкольного
образования;
динамики показателей здоровья детей;
динамики уровня адаптации воспитанников к условиям детского сада;
уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их
образовательных достижений);
уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к образовательной
деятельности;
уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образования в ДОУ.
4.8. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в
МДОУ Д/с. села Поим составляется план функционирования внутренней системы оценки
качества образования на учебный год, в котором определяются формы, направления,
сроки, порядок проведения оценки качества образования, ее периодичность,
ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга является составной частью
планирования деятельности МДОУ Д/с. села Поим на учебный год.
4.9. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
сбор информации на основе используемых методик;
анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными
показателями;
рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете МДОУ Д/с. села
Поим;
выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих
решений по устранению отрицательных последствий;
формулирование основных стратегических направлений развития образовательной
деятельности на основе анализа полученных данных.
4.10. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием
оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
4.11. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при
необходимости могут корректироваться.
4.12. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется
аналитический отчёт (по результатам сравнительно-аналитической деятельности на
начало и конец учебного года, для детей с ОВЗ по решению ПМПк).
4.13. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие
документы — аналитические справки и приказы, отчеты со схемами, таблицами,
графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных
компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до
сведения педагогического коллектива МДОУ Д/с. села Поим, учредителя, родителей
(законных представителей).
4.14. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных
решений на уровне дошкольного образовательного учреждения.
4.15. Администрация детского сада ежегодно публикует доклад о состоянии качества
образования на официальном сайте МДОУ Д/с. села Поим в сети Интернет.
5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
основным потребителям результатов ВСОКО;
средствам массовой информации через публичный доклад заведующего
дошкольным образовательным учреждением;
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования
на официальном сайте детского сада.
5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в
осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных
объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке
качества образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки
качества образования устанавливаются нормативными документами.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества
образования является локальным нормативным актом МДОУ Д/с. села Поим, принимается
на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования дошкольного
образовательного учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Тикунова Светлана
Николаевна
Подписано цифровой подписью:
Тикунова Светлана Николаевна
Дата: 2022.10.19 12:58:54 +03'00'